Художник и время.

С тех пор, как у меня появилась здесь мастерская, так же появилась возможность созерцать природу постоянно, наблюдать за ее изменениями: видеть, как весной все зацветает, распускается, затем, буквально за неделю, земля покрывается белыми коврами опавших лепестков. Потом лето, с жарой, солнцем, ливнями, ветрами, дымовыми завесами; затем осень. Жизнь постепенно затухает, природа засыпает… И зима. Суровая, холодная, снежная. А затем снова весна.

Весь цикл человеческой жизни: от рождения, детства – к юности, зрелости… Ну а дальше – старость. И – логический конец. Так и в природе. Но в природе все циклично, после зимы снова наступает весна. И каждый год природа напоминает человеку о естественном и неизбежном ходе жизни. Как ни крути, а все к одному придет.

Время бежит очень быстро. Особенно остро чувствуется это весной. Один мой близкий родственник говорит: «Жизнь хороша, когда лист распускается». Насколько точно подмечен момент! «Когда лист распускается»… Сколько длится это состояние? Несколько дней, не больше. Весной время особенно скоротечно, настолько, что его движение становится заметно невооруженным глазом.

Художник же эту скорость движения времени ощущает в работе постоянно. Особенно отчетливо - работая на пленэре. Именно на пленэре начинаешь понимать и чувствовать движение времени. Все очень быстро меняется: общее состояние, освещение, тени…. А художник видит красоту определенных моментов, и расстраивает его как раз больше всего то, что красота уходит. Оттого и появляется это желание – сохранить, запечатлеть момент.

Что делает фотография, чем она нравится людям: она фиксирует сиюминутное состояние. Она фиксирует время. Художник преследует ту же цель – остановить время, но – совсем в другой его протяженности. Художник в работе стремится передать не секундное мгновение. Он интуитивно, сознательно или бессознательно стремится к вечности.

Особенностью живописи является то, что зритель воспринимает картину моментально, всю сразу. Если в кинематографе режиссер обладает довольно продолжительным временем – от нескольких минут до пары часов - чтобы выразить свою мысль, то живопись такими средствами не располагает. Собственно, чем живописное произведение отличается от кинокадра: сам по себе кинокадр не дает ощущения времени, оно складывается из серии кадров. В то время как станковая картина в одном изображении должна вместить всю глубину пространства и времени. А по сути – вместить в себя вечность. Таким образом, можно сказать, что главная задача натурного этюда - передать сиюминутное для того, чтобы потом это выразить в картине. Если из этюда рождается картина, то это уже размышления художника о времени. Тем более, если это историческая картина.

В связи с этим, естественно, возникает вопрос: а как же это передать? Как успеть передать в точности именно то состояние, которое длится считанные минуты?. Решая эти задачи, я сознательно пришел к локальности, обобщению в работах. Странно, казалось бы, закончив Академию и научившись довольно ловко владеть рисунком, передачей полутонов, перейти на такую мазистую, близкую к декоративной живопись. Но это живописное решение подсказано самой природой, оно родилось, благодаря работе на пленэре.

У меня есть желание передать все в одной картине. Написать в одной картине весь остров: и зиму, и весну, и лето… и даже ночной остров… Все-все в одной картине уместить. Может быть, как у Игоря Орлова, когда он в одной картине объединяет пейзаж и интерьер, разные времена года… Но пока что я еще не созрел для таких смелых и … наглых решений.
Cоздание сайта