Художник
|
ИСКУССТВО МОЛОДЫХ 2017
РУССКИЙ РЕАЛИЗМ КАК ИДЕЯ Так случилось, что термин, обозначивший одну из очередных европейских стилистических мод, завершившей классический период великой западной цивилизации, в России стал словом, означившим реальность зримого проявления томивших культуру национальных интуиций. Кристаллизовавшийся к середине XIX века русский реализм окончательно одолел некогда навязанное косноязычие и обрел формы для воплощения сути народного бытия. Реализм органично сроднил родовые начальные духовные и душевные начала русскости с европейским обличьем, что, собственно, и позволило Федору Михайловичу Достоевскому утвердить в «пушкинской» речи «всемирную отзывчивость русской души». Сегодня многое, если не все, принято рассматривать как проект – «монархический», «советский» и прочие, вплоть до мелко частных. Но русский реализм не проект, он – идея, требующая верного, стойкого служения. В очередной, не лишний раз, напоминаешь, что сам термин возник результатом средневековых схоластических споров между номиналистами и реалистами, в котором последние отстаивали, утверждали первичность идей, материализующихся через иерархичность последовательных эманаций. Основные идеи, позволяющие художнику быть русским – вера; кровная сродненность с почвой; совестливая социальность. Позволю пространно процитировать точное наблюдение современного исследователя социотектоники культуры Натальи Цой: «Реалистическое искусство впервые открывает, что реальность не дана раз и навсегда, что ее образ постоянно находится в центре общественных противоречий. Демократические истоки реалистического искусства превращают выставочное пространство в публичные дебаты о современности, предотвращая преждевременный захват этого понятия в руках тех или иных социальных множеств. Именно в России XIX века реалистическое искусство впервые обретает институциональную форму в выставках передвижников, что так и не удалось сделать Г. Курбе, коорый остался верен анархо-индивидуалистическому духу, не сумев организовать коллективной художественной практики. Передвижники же сочетали в себе как новый тип консолидации художников, так и новый тип организации выставочной деятельности. В их программе европейский салон, с его публичной, но деидеологизированной выставочной культурой органически соединился с формами ангажированной политической работы товарищества. Европейский салон мог культивировать художественную автономию, принося любую политическую позицию в жертву формальным новациям, что в итоге привело к возникновению языка зрелого модернизма. В России же практика публичной демонстрации искусства изначально была идейной и коллективной, а автономия искусства – вторичной. Передвижники показали, что реализм в России является синонимом современного (в смысле modern), потому как в нем современность мыслится политически — как вопрос общественного и идеологического характера. Только с учетом этой археологии современности в России можно понять характер последующих художественных эпох… При всей своей стилистической и морфологической разрозненности, все значимые достижения художественной жизни в конце XIX – начале XXI веков отмечены неавтономным характером художественного произведения. В России не сложилось буржуазного института искусства, укорененного в «незаинтересованном восприятии» и фланерстве слепого к идеологии зрителя. Наоборот, прогрессивный характер искусства исполнял все то, о чем европейское сознание могло только мечтать, включая уничтожение мещанского духа «независимого» искусства. Начиная с середины XIX века, русское искусство – искусство остросоциальное и идейное». Действительна и очевидна врожденная тяга русских художников к общей славянофильски-соборной, толстовски-роевой, коллективистской объединенности, позволяющей одолеть броуновский индивидуалистический хаос, собрав художников – неизбывных честолюбцев – если и не в ядерную массу, то для начала в некую туманность, а затем по мере усиления гравитационных притяжений, в «центры силы» с явной идеократической программностью. Вторая выставка «Притяжение реализма» как раз и свидетельствует об оформлении нового круга художников, чувствующих внутреннее родство в смыслах своего дела, так и в формах их – смыслов – зримого воплощения. Выставки «Притяжение реализма» объединяют не только художников, но, прежде всего, их «правды», формующие рродственную истину. Стремление к единению не исключает полемичности, плодотворных противоречий уже даже не отдельных мастеров, но и образовавших их школ. У основания, надеемся, все же «притягательной» идеи, а не очередного, пусть и благого проекта, стоят воспитанники Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова и приглашенные к участию во второй выставке художники «суриковской» академической традиции. Выставка на новом витке реинкарнирует периодичное стремление к сроднению «петербургских» и «московских» особостей, чьи притяжения и отталкивания, та самая «цветущая сложность» Константина Леонтьева, вот уже два века плодотворит русскую жизнь-культуру. Петербургская по изначальной природе идеология «высокого мастерства» и изначальная любовь москвичей к вольной «неприкаянности» — это не «реализм без берегов» Роже Гароди, а, опять же надеешься, неиссякаемое соответствие реализма «духу времени». Не имея возможности хотя бы кратко сказать о каждом из участников общего дела, радуясь их нескудному числу, выделяешь Виктора Маторина, не удовлетворенного собственной творческой успешностью, а пассионарно сосредоточенному на идее собирания верных, не впавших в алармистское уныние. Современный реализм весьма многообразен в своих обличьях, сохраняя и родовую наследственность от «критического», «магического»…, до пока отреченно третируемого «социалистического» и иных прошлых ветвлений, обретая новые определения и, прежде всего, ставшее почти главным для сегодняшнего дня – «романтический». В этом видится не словесная эквилибристика, а попытка связать явления культуры с подспудной тектоникой русской жизни. Очевидна «волновая» периодизация укрепления реализма не как стилистики, а как мироощущения и мировидения в периоды «русских сосредоточений» (помня фразу знаменитой дипломатической депеши канцлера А.М. Горчакова – «Россия сосредотачивается»). «Сосредоточения» неизбежны в периоды нарастающей изоляции России, смертельно опасных внешних давлений, побуждающих переходить от теоретических обсуждений возможностей «особого русского пути» к практике становления на него. Именно в эти этапные времени русской особости реализм становится жизненно важен и как идея, и как не скудеющая национальная реальность. Сергей Гавриляченко
Участники выставки "Искусство молодых"-2017
Иван Балашов, Николай Врясов, Валерий Белых, Милеуша Гатауллина, Дина Безбородых, Виталий Графов, Дмитрий Гусев, Евгений Демаков, Ярослав Зяблов, Леонид Илюхин, Семен Кожин, Алексей Кротов, Ольга Курилова, Юлия Ленькова, Виктор Маторин, Анастасия Нестерова, Надежда Пестова, Анна Прушинская, Илья Птичкин, Илья Рожков, Ирина Семина, Елена Тяжкороб, Василий Худяков, Даниил Чашечкин, Сергей Чунин, Илья Шанин, Александр и Алексей Щемелинские. Здесь Вы можете подробнее ознакомиться с каждым из участников |