"Мой остров сокровищ" Виктор Маторин

  Историко-культурное наследие России сохраняется для следующих поколений как в материальной, так и в нематериальной форме. Погружение в атмосферу замечательных исторических архитектурных памятников и природных ландшафтов, уникальных музейных экспонатов позволяет ощутить ритм и аромат ушедшей эпохи. Однако по-настоящему почувствовать иное историческое время возможно (как отмечено в Конвенции ЮНЕСКО) лишь при обращении к не материальному наследию - традиционным представлениям, зафиксированным в обычаях, обрядах, празднествах, знаниях и навыках. Художественное творчество Виктора Маторина – яркий пример воплощения в живописных полотнах – от портретов исторических личностей до ландшафтов русских усадеб – традиционных духовных и культурных ценностей.

  В истории русского искусства уже с середины XVIII века известны работы в жанре городского пейзажа, с топографической точностью передающего виды города и его окрестностей, в том числе архитектурных памятников. Таким способом городским и усадебным пейзажам придавалось почти портретное сходство, что при отсутствии фотографии служило ценнейшим иконографическим источником.

  Многие художники оставили потомкам виды старой Москвы, утраченных памятников архитектуры, несохранившихся улиц и дворов. В ряду авторов XX века, запечатлевших пейзажи с натуры и рисунках-реконструкциях облик столицы, особая роль принадлежит А.М. Васнецову и Д.П. Сухову. Однако собственно исторический колорит и архитектурное своеобразие нашего древнего города невозможно ощутить без погружения в мир дворцов и подмосковных усадеб.

  Русские усадьбы XVII-XX веков были источником вдохновения художников. Так, виды Кускова сохранились в гравюрах Н.И. Махаева их живописных полотнах Г.Д. Молчанова, ландшафты Царского села, Петергофа, Гатчины, Павловская – в творческом наследие уже упомянутого М.И. Махаева и С.Ф. Щедрина. К сожалению, не все русские усадьбы оказались предметом пристального внимания живописцев и графиков, видевших у них скорее «приют спокойствия, трудов и вдохновенья».

  Измайловский остров – родовая вотчина Романовых XVI– начала XX века – лишь в веке XXI обрел своего преданного живописца в лице современного художника-реалиста Виктора Викторовича Маторина. Приверженность художественным принципам современной русской реалистической школы определила широкий жанровой диапазон его творчества – от исторических и батальных картин, таких как «Куликовская битва», «Ледовое побоище», до портретов выдающихся деятелей русского государства, например, полотна «Дмитрий Донской», и пейзажей, таких как «Зимняя сказка».

  Именно глубокий интерес к отечественной истории, её важнейшим событиям и выдающимся героям предопределил тесное взаимодействие художника и Московского государственного объединённого музея-заповедника, продолжающееся уже 10 лет.

  Это долгое сотрудничество, или, как раньше говорили, «соработничество», включает и непосредственную творческую деятельность Виктора Маторина, посвятившего многие свои картины Измайловскому острову, и его педагогическую работу в музее, в том числе поддержку им юных талантов и самодеятельных авторов. Речь идёт об организованной им художественной студии «В мире искусства».

  Значительный опыт педагогической деятельности Виктор Маторина, приобретённый им в его альма–мастер – Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, а также в Институте реставрации, его незаурядные организаторские способности позволили художнику добиться качественно нового уровня художественного образования в музейном пространстве. Так, в Год российской истории при непосредственном участии художника был проведён конкурс рисунка под названием «Эпоха Куликова поля. Преподобный Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, святой благоверный князь Дмитрий Донской..».

  Последним значительным проектом в этом направлении стал Межрегиональный конкурс 2018 года «Мой музей», посвященный 95-летию МГОМЗ. В этом просветительском мероприятии приняли участие 188 юных художников из 36 регионов Российской Федерации, которые в разных жанрах смогли воплотить индивидуальное восприятие богатейшего исторического наследия России, а также представить собственную интерпретацию образа современного музея. Значительную роль в подготовке этого конкурса сыграл В.В. Маторин, на протяжении многих лет посвящавшей себя художественно-педагогической деятельности в нашем музее, воспитанию молодых художников как гармонично развитых личностей.

  Малоизвестные широкой публике факты из истории Измайловского острова XVII-XX веков, такие как строительство в XVII веке царских дворцов и храмов, дипломатические приемы и организации театра царевнами – дочерями царицы Прасковьи Фёдоровны, обнаружение юным Петром ботика – «дедушки русского флота», празднества и развлечения Петра I и Елизаветы Петровны, охота Анны Иоанновны, созидание Николаевской военной богадельни – все эти, казалось бы, «частные» события благодаря творчеству В.В. Маторина сохраняются для потомков как составная часть единой истории России. Выставка художника, проходящая в воссозданном дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском, впервые столь полно и ярко представляет Измайловский остров в любимой подмосковной резиденции Романовых.

Е.А. Верховская,
заместитель директора МГОМЗ по образовательной и просветительской работе
Cоздание сайта