"Историческая живопись"

«Я вспоминаю слова Чаадаева о том, что будь художник и семи пядей во лбу, но, если он не знает тайны времени, он не художник. Что же такое тайна времени? Мне кажется, это прежде всего реальная расстановка сил добра и зла». Народный художник СССР Илья Сергеевич Глазунов «Наша культура – это традиция». М., 1991

Обращение к истокам Руси всегда служило платформой для будущего России, становилось силой движения русского искусства. Вполне закономерно, что интерес к истории совпадал со временем политических и социальных изменений в жизни страны. Как в конце XIX– начале XX в., так и в конце XX в. художественная элита российского общества была охвачена жадным исследованием старины. Историческая живопись стала одним из способов выражения взглядов на историю России. Важнейший этап развития русской исторической живописи был связан с именем народного художника СССР И.С. Глазунова.

Виктор Викторович Маторин – признанный мастер исторической живописи, ученик и преемник художественной школы И.С. Глазунова. Главная заслуга его творческого диалога с минувшим заключается в правдивости и жизненности полотен, созданных по канонам реализма. Много работая над историческим материалом, В. Маторин всегда остаётся в первую очередь художником, ищущим гармонию и красоту. О своем творческом подходе он высказывался так: «Художник – не историк, он не может претендовать на точное воссоздание того, что было. Живописец опирается на исторические факты, но идет от образа. Образ в искусстве – главное».
Художник В. Маторин родился в Пензе в 1971 г., закончил Пензенское художественное училище.
С 1990-х гг. его жизнь связана с Москвой. Здесь он учился живописи в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, под влиянием выдающегося живописца сформировался его интерес к исторической картине. Дипломная работа «Казнь Пугачева» стала большим успехом, была удостоена оценки «отлично».
На выставке представлено семь картин художника разных лет, выполненных в технике масляной живописи, отражающих его работу над темами отечественной истории. Также в стенах Исторической библиотеки впервые экспонируется часть грандиозного панно «Ивушки. Летний день», которое было создано художником, вдохновленным природой Измайловского острова – уникальной исторической территории Москвы. Художник создал его в тяжелое время пандемии 2020–2021 гг., как гимн побеждающей силе жизни.
История великой битвы, произошедшей в 1380 г. на берегах Дона и Непрядвы, стала определяющей в творческой биографии В. Маторина. Центральная фигура Куликовского цикла – великий князь Дмитрий Иванович Донской. Работая над образом князя, живописец увидел его защитником народа, хозяином Московской земли, строителем города на Боровицком холме. Портрет, созданный в 2002 г., получил широкую известность. Картины художника из Куликовского цикла сейчас можно увидеть на экспозиции «Сказание о Мамаевом побоище. Новое прочтение» Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле», открытой в 2016 г.
На выставке представлено известное батальное полотно «Ледовое побоище». В 2021 г. в России отмечали памятную дату – 800 лет со дня рождения святого князя Александра Ярославича Невского. Картина, созданная художником в 1997–1998 гг., зазвучала особенно актуально, была включена в большой выставочный проект «Александр Невский в изобразительном искусстве. К 800-летию со дня рождения благоверного князя». Батальное полотно отражает не только историю битвы князя Александра Невского и рыцарей Тевтонского ордена на льду Чудского озера в 1242 г., оно словно символично показывает противостояние двух политических стихий, определявших ход истории.
На данной выставке представлены четыре картины, на которых изображены исторические памятники царской усадьбы Измайлово, на юго-востоке Москвы: «Рождество в Измайлове» (портал Покровского собора 1671–1679 гг.), «Спряталась» (Мостовая башня 1673–1679 гг.), «Фиолетовые тени» (Западные ворота Государева двора 1682–1683 гг.), «Русский квадрат» (Восточные ворота Государева двора 1682–1683 гг.). Для В. Маторина история загородной резиденции Алексея Михайловича Романова стала ключом к пониманию Московской Руси XVII в., а рукотворный Измайловский остров, по словам художника, признан им настоящим «островом сокровищ». На картине «Русский квадрат» 2015 г. изображена мозаика «Спас Нерукотворный», размещенная на главных парадных Восточных воротах царской усадьбы Измайлово. Она выполнена в картуше из белокаменной резьбы. Это произведение наиболее полно раскрывает христианское мировоззрение автора, приверженца традиции в искусстве. Картина одновременно и изображение памятника прошлого, объекта культурного наследия, и философское послание художника.
Выставка в стенах Исторической библиотеки – это значимая веха в биографии мастера исторической живописи, преемника художественной школы И.С. Глазунова. В настоящее время художник В. Маторин – преподаватель Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, сотрудник Московского государственного объединённого музея-заповедника, куратор передвижного выставочного проекта «Притяжение реализма». Картины В. Маторина находятся в экспозиции Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле», выставлены в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, представлены в собрании Московского государственного объединённого музея-заповедника.

"Фиолетовые тени"

"Рождество в Измайлово"

"Спряталась"

"Дмитрий Донской"

"Ледовое побоище"

"Русский квадрат"

 

"Ивушки"

 

"Натюрморт со шлемом"

Cоздание сайта