Художник
|
Ивушки. Летний день Импрессионизм в Измайлове
Художник способен видеть самую мимолетную красоту жизни, мгновения, он всегда будет стремиться передать впечатление от заката, свежих цветов и подёрнутого ряской пруда. «Впечатление» – именно так переводится французское слово «impression», давшее название одному из самых значимых течений в живописи конца XIX в. Оно зародилось и достигло полного расцвета во Франции, а затем распространилось по всему миру.
Импрессионисты всем своим творчеством показывали, что подлинное счастье – это жить здесь и сейчас, на этой земле, видеть цветущее дерево, красивое женское лицо, деревья, реку, поля. Искусствовед Паола Волкова озаглавила свою книгу об импрессионистах очень просто – «Самая человеческая живопись». Хочется привести стихи известного петербургского поэта, классика XX в. Александра Семёновича Кушнера: В импрессионизме милосердия Столько, сколько радости и света… Розоватым воздухом бессмертия Подышу – так нравится мне это. Есть ли смерть? – спрошу французских лодочников, Лодочники скажут: смерти нету. Я ответ их внятный, установочный, Рад принять за чистую монету. Прекрасный знаток искусства, завсегдатай залов Эрмитажа поэт отметил главное в работах импрессионистов – свет в их картинах, особый, легкий, наполненный солнечным сиянием. И вывод стихотворения получился в духе арт-терапии: Потому что солнцем лучше лечится Всё, что на земле страданьем было. («В импрессионизме милосердия…», из книги стихов «Вечерний свет», 2013) На современном этапе художнику очень близки импрессионисты, у него есть любимые живописцы – О. Ренуар, К. Моне, Ж.-П. Сёра. К их творчеству он постоянно обращается, использует их технику. Так Маторин работает в стиле пуантилизма, что буквально обозначает «точечность». В основе этого направления лежит манера письма раздельными мазками правильной формы. Отказ от физического смешения красок делается ради оптического эффекта. Слияние мелких деталей происходит уже в сетчатке зрителя, который разглядывает картину на расстоянии и видит изображаемое объёмно и ярко. В этом стиле пуантилизма написана картина «Березки». Удивительная березовая роща на любимом художником Измайловском острове в Москве вся проникнута светом, открыта голубому небу, воздуху и сиянию дня. Но пойдемте дальше… Ивы на берегу Серебряного пруда на Измайловском острове. Видели? Панно «Ивушки. Летний день» было написано в 2020–2021 гг. во время пандемии, когда все мы вдруг осознали великую ценность радостной и здоровой жизни, ценность простой возможности выйти на улицу и дышать свежим воздухом, видеть солнце. В грандиозное панно (18 метров в длину!) была вложена кажется вся возможная исцеляющая сила искусства. Темы просты и вечны: молодость, любовь, восхищение красотой мира. О жизнеутверждающем значении искусства очень хорошо высказался наш современник, известный скульптор, доктор искусствоведения, народный художник РСФСР А.Н. Бурганов: «Человек приходит в мир для счастья. Для счастья жить, дышать, прикасаться к цветам, деревьям, камням, прикасаться к другим рукам... Искусство – способ реализации желания, реализации мечты…» (Бурганов А.Н. «Что такое искусство?» // Великая сила искусства. Арт-терапия: Cборник научных трудов к 5-летию Академии искусств Игоря Бурганова. М., 2020. С. 277 –278). Панно впервые было показано в Государственной публичной исторической библиотеке России на выставке «Виктор Маторин. Историческая живопись» (27.01. – 30.04.2022). «Ивушки. Летний день» – это и сама жизнь (если Вы будете способны ее такой увидеть!), и cамая заповедная, решительно сумасшедшая Мечта о счастье, которая, по мнению художника, должна существовать в окружающем нас мире. С.В. Гусева, к.и.н., куратор выставочных проектов В. Маторина |