Персональная выставка Виктора Маторина

Совсем скоро в православном мире наступит главное событие церковного календаря - Пасха, гордо именуемая "праздником праздников и торжеством из торжеств". Празднуемая в честь Воскресения Иисуса Христа с древнейших времен, Пасха неразрывно связана с самыми глубокими корнями христианства. В сознании русского народа она неизменно ассоциируется с праздником жизни, света и обновления, объединяя поколения и бережно передавая традиции наших предков.
В честь этого светлого праздника 7 апреля в Малом выставочном зале музея-заповедника Измайлово открылась выставка под названием "Пасха на Измайловском острове", которая продлится до 12 июня этого года. Экспозиция состоит из живописных работ и личных предметов из коллекции художника Виктора Маторина, а также произведений декоративно-прикладного искусства, предоставленных музеем: пасхальных яиц и футляров дореволюционной эпохи, медных икон и подсвечников XIX столетия.
Измайловский остров - место, примечательное во многих отношениях. Прежде всего оно пропитано историей. Родовая усадьба Романовых, она была площадкой для всевозможных новаций и экспериментов: именно здесь в XVII веке по велению царя Алексея Михайловича появляется первый русский домашний театр, здесь проводились "испытания" по выращиванию экзотических для нашего сурового климата арбузов и винограда и был разбит огромный сад с яблоневыми рощами и заморскими тюльпанами, здесь же была создана одна из первых в России стекольных фабрик и именно здесь Петр I найдет свой знаменитый ботик, который получит романтическое прозвище "дедушки русского флота"... Насыщенная история острова оставила после себя богатое наследие, жемчужина которого - Покровский собор XVII века. Громадный по своим размерам, он будто царствует над окружающим его пространством, издалека открывая взгляду свои купола. Будто в подражение острову, собор тоже удивляет зрителя своей необычностью: его барабаны украшены разноцветными изразцами с затейливым орнаментом.
Остров не только формирует собственную историю, но и становится частью истории самых разных людей. Особое место он занял в жизни Виктора Маторина, известного московского живописца реалистического направления, став для него неиссякаемым источником вдохновения и творческой энергии. Их трепетное знакомство длится уже более десяти лет. Как признается Виктор, Остров можно не только писать всю жизнь, но и выстроить вокруг него все творчество, потому что он удивительным образом сосредоточил в себе природную и рукотворную красоту, традиции и историю - именно поэтому художник ласково называет его своим Островом Сокровищ. Лучшим доказательством этого, без сомнения, является само творчество.
"Пасху на Измайловском острове" в полной мере можно считать персональной выставкой, так как большая ее часть в виде живописных работ целиком сформирована произведениями Виктора Маторина. Знакомство с ней удивительным образом начинается задолго до посещения экспозиции: направляясь к Малому выставочному залу, можно воочию увидеть вокруг себя тот самый измайловский пейзаж, который осмысляет и "пропускает через себя" художник. Оттого оказывается особенно интересным узнать на картинах уже знакомые виды, с различных ракурсов взглянуть на них в разное время года и суток. Это и небольшой Горбатый мостик, связывающий Остров с "Большой землей", и одиноко стоящая Мостовая башня, давно потерявшая свой мост, и величественный Покровский собор.
Экспозиция занимает пространство одного зала, который можно легко охватить взглядом. В состав выставки вошли произведения разных лет, поэтому она образует собой своеобразную ретроспективу. Картины заполняют стены плотной сеткой. Крупные полотна соседствуют с небольшими этюдами, фактурный пастозный мазок сочетается с тонкими красочными переливами, образуя яркую и говорливую многоголосицу образов. Единую воздушную среду для них создают стены цвета небесной лазури, какая обычно радует глаз в ясный весенний день. Центральное место экспозиции занимает картина с одноименным названием "Пасха на Измайловском острове".
Величественный Покровский собор мирно покоится в лучах вечернего солнца, которые окрашивает все вокруг в теплые розово-оранжевые тона. Белые стены примыкающих к храму построек отливают слепящим золотом; рыжеют в небе черные купола. На фоне громады собора люди кажутся совсем маленькими: среди них красными и изумрудными пятнышками привлекают глаз крошечные фигурки детей. Художник кладет мазки открыто и импрессионистично, не смешивая красок; на расстоянии они сливаются в единую массу, и картина будто начинает вибрировать, переливаться оттенками, соответствуя атмосфере пасхальных дней.
Каждая работа несет в себе свою маленькую историю. Картина "На дворе" - последний свидетель благородной красоты старого высохшего тополя, в гордом одиночестве росшего в окружении старинных корпусов. Не успела краска на новом холсте просохнуть, как тополь исчез: собаки, прятавшиеся в его тени в жаркие дни, подрыли корни, и дерево пришлось спилить - но память о нем сохранилась.
Необычное название у картины "Летний Новый год". С одной стороны, его можно понимать как церковное Новолетие, празднуемое 1 сентября, когда православный мир молится Господу о даровании благословления на начавшийся год. С другой - буйство красок и жизни природы создает радостное настроение сродни того, какое испытывает всякий человек в один из любимых русских праздников. Будто в подтверждение этого фонариками горят сквозь салатовую листву бело-голубые просветы неба и стен Передних ворот.
Упомянутые картины - лишь малая часть работ, представленных на выставке. Все вместе они создают хронику, галерею как Виктора Маторина, так и всего Измайловского острова. Малый размер зала позволяет быстро переходить от одного произведения к другому, сравнивать, сопоставлять, размышлять... За рассматриванием картин можно провести как пару десятков минут, так и несколько часов. Столь трепетно и последовательно воспетый художником образ Острова может натолкнуть на воспоминания о собственных любимых местах, заставить подумать о вечной и непреходящей красоте. Несомненно одно: покидая Измайловский остров и вновь проходя по Горбатому мостику, четко ощущаешь границу, разделяющую повседневную жизнь большого шумного города и маленький уголок внутри него, где есть место особой красоте, удивительной любви и творчеству, без этой любви невозможному.
Холев Роман

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Cоздание сайта