Значение современной исторической живописи в экспозиционной и выставочной деятельности музея


С. В. Гусева 87 С. В. Гусева, независимый исследователь, кандидат исторических наук (Москва)

ЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ В ЭКСПОЗИЦИОННОЙ И ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ

(На примере творчества московского художника Виктора Маторина)

Историческая живопись всегда была важнейшей частью музей-ной экспозиции. В России начало этой традиции положило создание интерьеров Исторического музея на Красной площади, над которыми работали художники И. К. Айвазовский, В. М. Васнецов, Г. И. Семирадский и др. На протяжении XX века для новых советских музеев были подготовлены монументальные полотна и диорамы. Во второй половине XX века наступил новый этап развития русской исторической живописи, связанный с именем народного художника СССР И. С. Глазунова, творчество которого обогатило это направление мощными образами, созвучными времени возрождения интереса к православной культуре, фольклору и историческому наследию средневековой Руси. К заслугам Глазунова можно отнести создание своей школы, что в итоге привело к появлению нового высшего художественного учебного заведения — Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Одним из учеников и последователей Глазунова является современный московский художник Виктор Маторин (р. 1971). В 1994 году он поступил в академию Ильи Глазунова, здесь же сформировался его интерес к исторической живописи. Дипломная работа «Казнь Пугачева» была удостоена оценки «отлично» и признана большим успехом. Обращение к корням русской культуры и государственности, которое было неотъемлемой частью творчества И. С. Глазунова, свойственно и его ученикам, стремящимся передать свой интерес к отечественной истории средствами изобразительного искусства. История великой битвы, произошедшей в 1380 году на берегу Дона и Непрядвы, стала определяющей в творческой биографии В. В. Маторина. Художник создал получившие широкую известность образы Дмитрия Донского, Боброка Волынского, хана Мамая. В соавторстве с П. Поповым он написал грандиозное батальное полотно «Куликовская битва» [3, с. 121–122]. Произведения В. В. Маторина стали частью современной культуры, они оказывают влияние на наше восприятие минувшего. Поиск художественных образов шел почти одновременно с научным исследованием Куликова поля и созданием новых музейных экспозиций [2, с. 145–170]. В итоге эти два направления объединились в пространстве музея. Картины Маторина сейчас можно увидеть в экспозиции Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле», открытой в 2016 году. Особый одухотворенный диалог сложился у художника с одной из исторических территорий старой Москвы — Измайловским островом, царской усадьбой XVII века времен Алексея Михайловича Романова. Архитектурный ансамбль Измайловского острова уникален, он включает в себя памятники XVII и XIX веков, богатым художественным языком рассказывающие об истории и культуре этого места. Измайловский остров стал для художника, по его собственным словам «островом сокровищ», которому он посвятил более десятка крупных живописных полотен, а также множество акварелей, набросков, зарисовок с натуры [1, с. 12]. Для художника Измайлово — это воплощение гармонии природы и человеческого труда. В. В. Маторин — участник международных и всероссийских выставок, проходивших в крупнейших галереях и музеях страны: Центральном доме художника, Манеже, Центральном музее Великой Отечественной войны. В Московском государственном объединенном музее-заповеднике состоялись выставки Маторина: «Лики русской истории» (2009), «От рати — к миру» (2010), «Пасха на Измайловском острове» (2016), «Измайлово глазами художника (живопись Виктора Маторина и художественная культура Москвы XVII–XIX вв. в экспонатах из собрания музея-заповедника)» (2019). Выставки собрали множество положительных отзывов от посетителей разных возрастных категорий. В своем творчестве В. В. Маторин обращается к современным идеалам российского общества — патриотизму, исторической памяти, православным традициям. Его картины постоянно репродуцируются в популярных изданиях, на рекламных баннерах, в музейных видеороликах.

Литература

1. Гусева, С. В. Измайлово глазами художника / С. В. Гусева. — Текст : непосредственный // Маторин В. В. Мой остров сокровищ : каталог к выставке «Измайлово глазами художника (живопись Виктора Маторина и художественная культура Москвы XVII–XIX вв. в экспонатах из собрания музеязаповедника)». — Москва : Моск. гос. объединенный музей-заповедник, 2019. А. Е. Знаенок 89
2. Наумов, А. Н. Тайны и загадки поля битвы. Современные историки и археологи о Куликовском поле / А. Н. Наумов, О. В. Бурова. — Тула : Гос. музейзаповедник «Куликово поле», 2019. — 175 с. — Текст : непосредственный. 3. Погодин, В. Н. Русская историческая картина. Павел Попов, Виктор Маторин / В. Н. Погодин. — Москва : Белый город, 2006. — 168 с. — Текст : непосредственный.
Казнь Пугачёва

 

Дмитрий Донской

 

Хан Мамай

 

 

Ледовое побоище

 

Пасха в Измайлово

 

Русский квадрат

 

 

Cоздание сайта